ЛАИКВЕНДИ (LAIQUENDI)
В переводе с квенийского «зеленые эльфы». Тэ-лери, потомки тех эльфов, которые осели в Осси-рианде после первой битвы за Белерианд. Лаиквен-ди носят зеленое и очень любят петь. Всю Первую эпоху лаиквенди жили в мире и покое под опекой валара Ульмо, охранявшего реку Гелион. В сражении они участвовали лишь однажды — когда помогли Берену отомстить гномам Ногрода, разорившим Менегрот. Излюбленное оружие лаиквенди — луки. Этих эльфов также называли зелеными эльфами.
ЛАМБАР (LUMBAR)
В переводе с квенийского «приют теней». Звезда, сотворенная Вардой из росы Тельпериона.
ЛАМБЕНГОЛМОРЫ (LAMBENGOLMORI)
В переводе с квенийского «сведущие в языках». Орден эльфийских мудрецов, учрежденный Феа-нором.
ЛАММАС (LAMMAS)
В переводе с квенийского «слово о языках». Лингвистический трактат эльфа Пенголода.
ЛАММОТ (LAMMOTH)
В переводе с синдарина «хранящая звук». Пустыня в Белерианде, к северу от залива Дренгист. В этой пустыне Мелькор сражался с Унголиантой.
ЛАУРЕЛИН (LAURELIN)
В переводе с квенийского «золотая песня». Младшее из двух Древ валаров.
ЛАУРЕЛИНДОРЕНАН (LAURELINDORENAN)
В переводе с квенийского «долина золотой песни».
ЛАЭР КУ БЕЛЕГ (LAER CU BELEG)
В переводе с синдарина «песнь о могучем луке». Плач о Белеге Кутал ионе, сложенный Турином Ту-рамбаром.
ЛЕБЕДИ УЛЬМО (SWANS ОГ ULMO)
Огромные белоснежные птицы, слуги валара Уль-мо, Владыки Вод. По воле валаров они помогли тэле-ри, прозябавшим в изгнании на острове Тол-Эрессеа, добраться до Валинора. В том месте, где тэлери высадились на берег, они основали город Альквалон-дэ — «Лебяжья гавань». С той поры носы всех эль-фийских челнов украшаются лебедиными головами, а бортам придают форму лебединых крыльев.
ЛЕБЕННИН (LЕВЕНNIN)
Местность в Гондоре, между Белыми горами и рекой Андуин.
ЛЕГОЛАС (LEGOLAS)
В переводе с синдарина «зеленый лист». Эльф из племени синдаров, сын короля Трандуила из северного Лихолесья. В 3019 году Третьей эпохи Ле-голаса отправили в Раздол с вестью о бегстве Гол-лума; на Совете Элронда он выразил желание присоединиться к Хранителям. С Арагорном и гномом Гимли, который стал его лучшим другом, Леголас разыскивал хоббитов Перегрина и Мериадока. Он сражался в битве при Горнбурге, прошел за Арагор-ном Стезей Мертвецов и принял участие в битве на Пеленнорской равнине. В Гондоре он впервые увидел море, и в нем пробудилось унаследованное от предков стремление возвратиться в Эльдамар. После Войны Кольца Леголас некоторое время жил в Итильских землях, куда пришли и другие эльфы из Лихолесья. В 120 году Четвертой эпохи, со смертью государя Элессара, они с Гимли уплыли за Море.
ЛЕДЯНОЙ ЗАЛИВ (ICE BAY)
ЛЕЙТИАН (LAY OF LEITHIAN)
В переводе с синдарина «песнь о разрешении от уз». Легенда о любви Берена Эрхамиона и Лютиэн Тинувиэль.
ЛЕМБАС (LEMBAS)
В переводе с синдарина «дорожный хлеб». Эль-фийские галеты, которые не черствеют, если их не ломать. Одной галеты достаточно, чтобы у путника хватило сил на дневной переход.
ЛЕСНАЯ РЕКА (FOREST RIVER)
Река в Средиземье. Берет начало в горах Эред-Митрин, протекает по Лихолесью и впадает в Долгое озеро.
ЛЕСОВИКИ (WOODWOSES)
Племя дикарей, обитавшее в Гондоре, у подножия Белых гор. По всей видимости, еще во Вторую эпоху лесовики заселили Друаданский лес, который находится в тридцати милях к северо-востоку от Минас-Тирит. В годы Войны Кольца вождь лесовиков Гхан-Бури-Гхан предложил ристанийско-му королю Тейодену провести его войско через лес, дабы ристанийцы избежали столкновения с полчищами орков на торной дороге. В награду за эту услугу государь Элессар впоследствии передал Друаданский лес в собственность лесовикам и запретил кому бы то ни было входить туда без разрешения хозяев.
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ (RECKONING OF YEARS)
В отличие от летосчисления Арды летосчисление Средиземья представляется весьма сложным и запутанным. Не в последнюю очередь — из-за того, что существует (или существовало) несколько систем летосчисления, даты которых значительно разнятся между собой. Тем не менее, при тщательном изучении источников, можно с большой степенью достоверности составить на основе этих разнородных систем летосчисления общую картину. Известны следующие системы летосчисления Средиземья: летосчисление Имладриса (возможно, это древний календарь эльдаров), летосчисления королей и наместников Гондора, летосчисления Хоббитании и Пригорья, а также Новое Летосчисление Воссоединенного королевства.
Летосчисление Имладриса
По этому летосчислению год — иен — состоит из ста сорока четырех лоа; каждый лоа включает шесть времен года плюс еще несколько дней. И иен, и лоа обозначают год: первое — год обрядовый, второе — календарный. Лоа (в переводе с квений-ского «рост») состоит из гпуилэ, лаирэ, йавиэ, ку~ эллэ, хривэ и коирэ; эти названия можно перевести как соответственно весна, лето, осень, «увядание», зима и «пробуждение». Все времена года длятся определенное число дней, а именно:
туилэ — 54 дня; лаирэ — 72 дня; йавиэ — 54 дня; куэллэ — 54 дня (это время года также называют лассе-ланта); хривэ — 72 дня; коирэ — 54 дня.
(На синдарине названия времен года звучат как этуил, лаэр, йавас, фирит (или нарбелет), риу и эху up.) Кроме того, к этим шести временам года добавляются еще пять дней (эндери) между осенью и увяданием, что в итоге дает 365 дней в году. Каждый лоа начинается с йестарэ — первого дня коирэ — и завершается меттарэ — последним днем, не принадлежащим ни к какому времени года. Каждый двенадцатый лоа, не считая последнего в последнем из трех иенов подряд, число эндери удваивается, чтобы исправить несоответствия в датах. Летосчисление Имладриса знает также астрономический год — коранар — и обрядовую шестидневную неделю — энкуиэ. Эта ритуальная неделя была принята не только эльдарами, но и нуменор-цами, дунаданами и хоббитами. На квенийском дни недели назывались Элегшя, Анария, Итилия, Альдуия, Менелия и Валания (Тарион). Дунаданы добавили седьмой день — дарения (по счету он был шестым, между Менелией и Валанией).
Летосчисление королей
Это летосчисление было принято в Нуменоре, а в Средиземье (Арнор, Гондор) использовалось приблизительно до 2100 года Третьей эпохи. Оно представляло собой календарь на основе летосчислении эльдаров и аданов. Неделя — энкуиэ — состояла из семи дней, месяц — астпар — из тридцати (в двух месяцах насчитывалось по 31 дню). Год — лоа — состоял из двенадцати астаров и еще трех дней; общее число дней составляло 365. Названия и продолжительность астаров были следующими:
йестарэ — первый день; нарвиниэ — 30 дней; ненимэ — 30 дней; сулимэ — 30 дней; вирессэ — 30 дней; лотэссэ — 30 дней; нариэ — 31 день; лоэнде — день летнего солнцеворота; кермиэ — 31 день; уримэ — 30 дней; йаванниэ — 30 дней; паркуэлиэ — 30 дней; хисимэ — 30 дней; рингарэ — 30 дней; меттарэ — последний день.
Год начинался с зимнего солнцеворота. В високосные годы вместо лоэндэ считали два дополнительных дня — эндери. Около 2100 года Третьей эпохи летосчисление королей заменили летосчислением наместников. Это произошло потому, что в летосчислении королей на- копилось изрядное число ошибок в связи с високосными годами и смещением дат при переходе от эпохи к эпохе.
Летосчисление наместников
Это летосчисление ввел около 2100 года Третьей эпохи наместник Мардил, и оно постепенно было принято по всему Средиземью, за исключением Хоббитании и Пригорья. По новому летосчислению в каждом месяце было тридцать дней, а остававшиеся «свободными» пять дней не принадлежали ни к какому месяцу. В начале Четвертой эпохи это летосчисление было заменено Новым летосчислением.
Летосчисление Хоббитании
Первый год nq летосчислению Хоббитании соответствует 1601 году Третьей эпохи (следовательно, чтобы узнать год Третьей эпохи в исчислении эльда-ров и людей, нужно к хоббитанской дате прибавить 1600). В хоббитанской неделе семь дней — Стеррен-дей, Саннендей, Монендей, Тревесдей, Хевенсдей, Мересдей и Хайдей, или Главный День. Год состоит из двенадцати месяцев и нескольких дополнительных дней; в високосные годы еще добавляется день перед Хмелинами. Месяцы называются (в порядке следования): послегодъе, солнечник, pern, астрон, тримидж, прехмелъе, похмелье, свадебник, халимат, грязень, зимник, предгодъе. Кроме того, в году есть особые дни — Година (перед послегодьем), Хмелины (перед похмельем), Середина года и — в високосные годы — Запохмелье. Неделя начинается со стеррен-дея и заканчивается хайдеем. Хмелины длятся два дня: первая отмечается перед Серединой года, вторая — после. Годин тоже две: перед концом года первая, в начале следующего — вторая. Запохмелье — большой "праздник, в последний раз отмечавшийся в 1420 году по Летосчислению Хоббитании, в год знаменитого урожая; легенды гласят, что с тех пор более пышных праздников не бывало. Около 2700 года Третьей эпохи в Хоббитании была проведена реформа календаря, после чего в году стало ровно 52 недели.
Летосчисление Пригорья
Первый год летосчисления Пригорья соответствует 1300 году Третьей эпохи (в этом году первые хоб-биты поселились в Пригорье). Календарь во многом напоминает хоббитанский, различаются лишь названия первого, четвертого, шестого, седьмого и с девятого по двенадцатый месяцев. В Пригорье они зовутся фрери, читинг, средник, мид, жатник, грязник, подзимовник и годинник. Кроме того, Средины называются Летниками.
Новое летосчисление
Введено в 3021 году Третьей эпохи (2 году Четвертой) государем Элессаром. Во многом схоже с летосчислением королей, однако новый год начинается весной, как в календаре эль даров; все месяцы длятся по тридцать дней. Календарь выглядит следующим образом:
Йестарэ — первый день, праздник победы над Сауроном; Вирессэ; Лотэссэ; Нариэ; Кермиэ; Уримэ; Йаванниэ; Эндери — три дня, второй из которых зовется Лоэнде; Наркуэлиэ; Хисимэ; Рингарэ; Нарвиниэ; Ненимэ; Сулимэ; Меттарэ — последний день.
В високосный год к месяцу Йаванниэ добавляется еще один день — Кормарэ (это праздник, день рождения Фродо Торбинса). Вдобавок в комментариях к Алой Книге содержится сводная таблица месяцев года по разным ле-тосчислениям и приводятся любопытные сведения относительно летосчислении Средиземья.
Современное название |
Летосчисление королей |
Летосчисление Хоббитании |
Новое летосчисление |
Январь |
Нарвиниэ (начало года) |
Послегодье (начало года) |
Нарвиниэ |
Февраль |
Ненимэ |
Солнечник |
Ненимэ |
Март |
Сулимэ |
Рет |
Сулимэ |
Апрель |
Вирессэ |
Астрон |
Вирессэ (начало года) |
Май |
Лотэссэ |
Тримидж |
Лотэссэ |
Июнь |
Нариэ |
Прехмелье |
Нариэ |
Июль |
Кермиэ |
Похмелье |
Кермиэ |
Август |
Уримэ |
Свадебник |
Уримэ |
Сентябрь |
Йаванниэ |
Халимат |
Йаванниэ |
Октябрь |
Наркуэлиэ |
Грязень |
Наркуэлиэ |
Ноябрь |
Хисимэ |
Зимник |
Хисимэ |
Декабрь |
Рингарэ |
Предгодье |
Рингарэ |
Примечание. Летосчисление Хоббитании опережает современный календарь приблизительно на десять дней; таким образом, современное первое января примерно соответствует 9-му послегодью.
ЛИЙНИЛ (LIYNIL)
В переводе с квенийского «небесно-голубой». Имя звезды.
ЛИНДАЛАМБЭ (LIMDALAMBE)
В переводе с квенийского «язык линдаров». Другое название тэлерина.
ЛИНДАРЫ (LINDAR)
В переводе с квенийского «поющие». Так называли себя тэлери.
ЛИНДОМ (LIMDOM)
В переводе с квенийского «край поющих». Название, данное нолдорами Оссирианду.
ЛИНИОД (LIMNOD)
В переводе с синдарина «песня». Традиционный эльфийский афоризм, подразумевающий игру слов. В Алой Книге мы встречаем пример линнода: «Onen i-Estel Edain, u-chebin estel anim», что означает: «Надежду отдаю дунаданам, себе не оставив надежды».
ЛИХОЛЕСЬЕ (MIRKWOOD)
Остаток первобытного леса, покрывавшего в незапамятные времена значительную часть территории Средиземья. Лихолесье раскинулось к востоку от Мглистых гор, за Андуином; на севере лес подступает к Серым горам, на востоке граничит с Эребором, а от его южных опушек начинаются Бурые Равнины. Сквозь лес ведет Старая Дорога — Мен-и- Hay грим; существовала также эльфийская тропа, пересекавшая колдовскую реку, что отбирала память у любого, кто в ней купался или пил ее воду. Между тропой и дорогой лежит хребет Эмин-ну-Фуин — или Горы Ли-холесья. Первоначально этот лес назывался Великим Зеленым Лесом, или Великой Пущей, а новое имя получил около 1050 года Третьей эпохи, когда его окутала тень из Дол-Гулдура. Чем гуще становилась тень, тем больше в Лихолесье появлялось злобных тварей — орков, троллей, гигантских пауков. Со временем старая лесная дорога от Андуина к Эре-бору оказалась заброшенной, лишь на опушках Ли-холесья жили еще люди и эльфы. В 2941 году через Лихолесье прошел гном Торин Дубовый Щит в сопровождении двенадцати других гномов и хоббита Бильбо Торбинса. После Войны Кольца Лихолесье было очищено от порождений зла и стало называться Эрин-Ласгален — Лес Зеленой Листвы. На юге леса правил Келеборн Мудрый, а на севере находилось королевство Трандуила; центральную же часть леса заселили потомки Беорна. На синдарине Лихолесье называлось Таур-э-Нда-эделос — Лес Великого Страха.
Лихолесье 1 — Гундабад; 2 — Лесная река; 3 — Логово гоблинов; 4 — тропа; 5 — Колдовская река; 6 — Пещеры Трандуила; 7 — Гиблые Пустоши; 8 — Раздраконье; 9 — орлы; 10 — Беорн; 11 — Каррок; 12 — Эсгарот; 13 — Росгобел; 14 — река Ан-дуин; 15 — река Гладден; 16 — Ирисная Низина; 17 — река Карнен; 18 — река Бегущая.
ЛОМИОН (LOMION)
В переводе с квенийского «сумеречный».
ЛОРИЭН (LORIEN)
В переводе с квенийского «край сновидений». 1. Обитель валаров Ирмо и Эстэ в Валиноре, сады, прекраснее которых в Арде не сыскать. В этих садах бьют ключи, вода которых исцеляет и возвращает силы. Валара Ирмо, владыку Лориэна, также часто называют Лориэном. 2. Лес к востоку от Мглистых гор, расположенный у слияния Келебранта и Андуина, а также одноименное эльфийское княжество, владение Ке-леборна Мудрого и Галадриэль (вероятно, именно Галадриэль дала лесному княжеству это имя — в память об истинном Лориэне, лежащем за Морем). Келеборн был эльфом из племени синдаров, Галадриэль принадлежала к нолдорам, однако их подда-ными были в основном лесные эльфы, никогда не покидавшие Средиземья. Именно эти эльфы заселили Лориэн в Первую эпоху (тогда лес назывался Лоридан); Галадриэль же посадила в Лоридане мэл-лорны, и благодаря ее могуществу лес стал Лауре-линдоренаном — Долиной Поющего Золота. Впоследствии это название сократилось до Лотлориэ-на — Цветка Грез. Как сказано в Алой Книге, «се-оебряные"деревья Лотлориэна не теряют осенью густой листвы: она становится ярко-золотой и держится на ветках до прихода весны. Весною прошлогодняя листва опадает, устилая лесные поляны золотом, а на ветках, одновременно с новыми листьями, распускаются золотисто-желтые цветы, наполняющие воздух медовым благоуханием». Посреди Лориэна расположен Керин-Амрот — Курган Горестной Скорби, на котором похоронен первый властитель Лориэна. Как гласит Алая Книга, там «даже в самые суровые зимы не увядают эльдарские всегдаживые цветы и шелестит о прошлом вечнозеленая трава». Южнее Керин-Амрота находится холм Карас-Галадон, окруженный рвом и высокой земляной стеной, обитель владык Лориэ-на.
Лориэн 1 - Чертог Келеборна; 2 - Зеркало; 3 - Сады Галадриэль; 4 — Врата.
Также на этом холме располагались жилища остальных лориэнских эльфов — как их иначе называли, галадримов. Эти жилища — таланы — представляли собой деревянные помосты в ветвях мэллорнов. На вершине холма стоит высочайший из мэллорнов — там помещались палаты Келеборна и Галадриэль. К юго-востоку от этого мэллорна лежали сады Галадриэль, в которых можно было с дозволения владычицы заглянуть в ее знаменитое Зеркало. Подобно Дориату, Лориэн до поры не участвовал в сражениях против Саурона и оставался загадкой для жителей окрестных земель. В годы Войны Кольца на Лориэн трижды нападали орки из Дол-Гулдура, однако княжество устояло. С падением Саурона лориэнское войско захватило Дол-Гулдур. Вскоре после этого Галадриэль покинула Средизе-мье, а Келеборн увел своих подданных в Лихолесье, и с их уходом история Лориэна завершилась.
ЛОССОТЫ (LOSSOTH)
В переводе с синдарина «снежные люди». Племя, обитавшее на севере Средиземья, у Ледяного залива, иначе называвшегося Форохел. Считается, что лоссоты — потомки тех людей, которые жили на побережье Форохела в Первую эпоху. В 1974 году Третьей эпохи у лоссотов нашел временное пристанище Арведуи, последний король Арнора.
ЛОТЛОРИЭН (LOTHLORIEN)
В переводе с синдарина «край, где распускаются грезы».
ЛУГБУРЗ (LUGBURZ)
В переводе с Черного Языка «башня мрака».
ЛУН (GULF OF LHUN)
Залив моря Белегаэр, возникший в конце Первой эпохи, после катаклизмов, уничтоживших Белери-анд. На побережье этого залива находились Серебристые Гавани.
ЛУННЫЙ ДЕД (МАN IТ THE МООN)
Фольклорный персонаж, известный в Хоббитании и в Гондоре. Возможно, этот образ навеян легендой о Тилионе, кормчем луны. В Алой Книге ему посвящены два стихотворения — «Лунный Дед был серебряно-сед» и «Трактир был стар, трактирщик стар».
ЛЮДИ (МЕN)
Один из Свободных Народов Средиземья, Младшие Дети Илуватара. Младшими они зовутся потому, что пробудились позднее эльфов, с первыми лучами солнца. Уже на заре своего существования люди разделились — большинство, из страха или невежества, ибо не знало других валаров, примкнуло к Мелькору, и лишь аданы сдружились с эльфами. Со временем люди заселили значительную часть территории Средиземья, от Эриадора до Кханда и Харада* и разделились на множество племен — дунаданы, вастаки, харадримы, ристанийцы, северяне, варьяги и так далее. В Гондоре было принято делить людей на три группы: Люди Запада — дунаданы; Люди Сумерек — ристанийцы, Беорнин-ги; Люди Тьмы — вастаки, дунландцы и вообще те, кто ведет свой род не от аданов. Эльфам люди уступают не только в праве первородства. Они более подвержены старению и болезням, не слышат валаров, не столь сведущи и мудры, и будущее для них закрыто. Однако люди обладают Даром Илуватара, и считается, что в Конце Времен они присоединятся к Единому в его чертогах. С падением Саурона и уходом эльфов люди стали полноправными владыками Средиземья, и поэтому Четвертая эпоха называется также эпохой Владычества Людей.
ЛЮДИ ПОВОЗОК (WAINRIDERS)
Восточные племена кочевников, возможно, родичи вастаков; первое упоминание о них относится к 1851 году Третьей эпохи, когда они появились на берегах озера Рун. Свое прозвище получили оттого, что кочевали в больших повозках. В 1856 году по наущению Саурона напали на Гондор, захватили Рованион и убили короля Нармасила Второго. Сорок три года спустя в Рованионе вспыхнул бунт, и король Гондора Калимехтар, воспользовавшись случаем, напал на Людей Повозок и одержал победу в битве на равнине Дагорлад. Однако в 1944 году Люди Повозок в союзе с варьягами и харадримами вторглись в Гондор. Их северная армия разбила войско короля Ондохера, но южная отступила перед Эарнуром, который затем двинулся на север и окончательно истребил врагов в так называемой Битве при Становище: Люди Повозок праздновали победу над Ондохером, и гондорские отряды застали их врасплох. После этого о Людях Повозок в хрониках более не упоминается.
ЛЮТИЭН ТИНУВИЭЛЬ (LUTHIEN TINUVIEL)
Эльфийская княжна, дочь Тингола и Мелиан, возлюбленная Берена Однорукого. Легенды гласят, что Лютиэн была прекраснейшей среди Детей Илу-ватара. Родилась она вскоре после пленения Мель-кора, унаследовала от матери мудрость и могущество. В 465 году Первой эпохи встретила Берена, с которым неразрывно связана ее дальнейшая судьба. Ради Берена Лютиэн оставила родной дом и проникла в крепость Саурона на острове Тол-ин-Гаур-хот, а позднее помогла Берену добыть Сильмарил из железной короны Моргота. Когда же Верен погиб во время охоты на Кархарота, Лютиэн отправилась в Палаты" Мандоса и умолила валаров вернуть ее возлюбленного к жизни, отдав взамен свое бессмертие. Около сорока лет, до самой смерти, Лютиэн и Верен прожили на острове Тол-Гален, и у них родился сын Диор, дальний предок Элронда. О любви Берена и Лютиэн сложено немало песен, самые известные из которых — «Песнь о Берене и Лютиэн» и «Песнь о разрешении от уз» (настолько длинная, что, как утверждается в легендах, целиком ее помнил один Элронд).
ЛЯКОШЕЛЬ-ТОРБИНСЫ (SACKVILLE-BAGGINSES)
Семейство хоббитов, близкие родственники семейства Торбинсов. Лото Лякошель-Торбинс, сын главы семейства, был короткое время правителем Хоббитании.
|